Старшинова Ольга Александровна - учитель начальных классов

Мысль дня
ВМЕСТЕ МЫ МОЖЕМ МНОГОЕ!
Форма входа
Меню сайта
Дети России
«Дети России Онлайн»
Я - Родитель
Россия - без жестокости к детям!
Какая осанка у вашего ребенка?
М. Степанова

Все мы хотим видеть своих детей крепкими и здоровыми. Но давайте спросим самих себя: часто ли мы обращаем внимание на осанку своего ре­бенка?
 
Вы, наверное, нередко слышали от окружающих вас совсем еще молодых людей жалобы на боли в спине и пояснице. Это неудивительно, ведь медики у нас в стране и за рубежом говорят о том, что это самые рас­пространенные жалобы, а неполадки в нашем позвоночнике - одна из бо­лезней цивилизации. Мы ведем малоподвижный образ жизни, наше питание далеко от идеала... Но как хочется уберечь от этого наших детей. И дело тут не только в красоте, хотя и это тоже важно.
К сожалению, нарушения осанки у детей не такая уж редкость: они встречаются почти у 40 процентов дошколят, а к окончанию начальной школы количество таких детей увеличивается до 50 процентов.
Что же такое осанка? Осанка - это привычное положение тела че­ловека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены и от­ведены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка вы­ступает вперед, колени выпрямлены.
В народе говорят: без осанки конь - корова. И это совершенно справед­ливо. Ни модная одежда, ни красивая прическа не украсят человека, если он сутулится, держит одно плечо ниже другого или ходит сгорбившись.
Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формировать­ся с первых лет нашей жизни. Наиболее важный период - с 4 до 10 лет. Именно тогда быстрыми темпами формируются механизмы, регулирующие вертикальную позу. Вот почему так важно, чтобы дети с раннего возраста правильно «держали» свое тело. Не забывайте при этом и про свою осанку, ведь малыши так часто копируют нас.
Среди причин формирования неправильной осанки необходимо выде­лить следующие:
- отсутствие крепкого и достаточно развитого мышечного корсажа, то есть мышечной системы;
- неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер и изменение тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника;
- последствия рахита - нарушение взаимоотношения костных элементов таза и позвоночника.
Можно выделить и другие причины, косвенно влияющие на формирова­ние неправильной осанки. Это - продолжительная болезнь или хрониче­ские заболевания, ослабляющие организм, недостаточный по времени от­дых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время работы, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и оде­жда. В группу риска входят близорукие быстрорастущие дети астенического телосложения, а также с частыми болями в животе. Специальными иссле­дованиями установлено, что 75 процентов детей с явными признаками невротизации имеют нарушения осанки. Эти нарушения у мальчиков встреча­ются чаще, чем у девочек. В то же время нормальная осанка девочки ока­зывает существенное влияние на формирование ее готовности к будущему материнству.
Родители должны контролировать осанку ребенка раз в полгода. Как это делать, не прибегая к помощи врача? Вот несколько сове­тов.
Осмотр следует проводить в дневное время, при хорошем и равномер­ном освещении. Ребенка разуйте и разденьте до трусиков, поставьте его прямо, руки должны быть опущены вдоль туловища. Сами сядьте на стул на расстоянии 2-3 метров от ребенка. Внимательно посмотрите, симмет­рично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами и сами ягодицы. Если они на разной высоте, есть причина для беспокойства. Затем попросите ребенка достать руками до пола, выгнув спину. Проверьте, нет ли вдоль поясничных позвонков валиков, не торчат ли лопатки. Посмотрите на ребенка сбоку: не сутулится ли он? А теперь попросите накло­нить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ею сначала в одну сторону, а затем в другую. Убедитесь, что объем движений при этом одинаков и выполняются они без ограничения. Если осмотр показал, что не все благополучно, обратитесь к врачу незамедлительно.
Утомительность от учебных занятий может быть связана с неправильно подобранной учебной мебелью. Но даже отвечающая всем требованиям учебная мебель не исключает влияния на организм статической нагрузки, об условленной рабочей позой во время учебных занятий, хотя в этом слу­чае утомление развивается значительно медленнее. Установлено, что слегка наклоненное положение туловища в позе сидя более рационально, чем выпрямленное. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклоненной.
Даже при соответствии учебной парты или стола для занятий дома рос­ту ребенка продолжительное сидение в течение дня вызывает ухудшение легочной вентиляции, затрудняет кровообращение, ослабляет мышцы, формирующие правильную осанку. Поэтому для младших школьников так важны физкультминутки на занятиях в классе, а дома - возможность для более существенной разминки. Опытный учитель никогда не будет требо­вать от ребенка сидеть на уроке без движения. Если взрослого человека, а тем более ребенка, ничто не ограничивает, то он довольно часто меняет положение тела, заставляя работать все новые группы мышц. Это позволя­ет обеспечить на какое-то время возможность сохранения рабочей позы. Ведь даже во время сна, при удобном расположении тела, человек меняет позу не реже чем через 60-90 минут.
Дети часто компенсируют длительное и утомительное сидение на уро­ках «взрывами» движения на перемене. Двигательная активность у боль­шинства школьников на протяжении учебного года ниже, иногда очень су­щественно, их биологической потребности в движении. Сейчас, когда во многих семьях появляются столь притягательные для детей компьютеры, опасность гиподинамии возрастает еще больше.
Малоподвижное времяпрепровождение превращается у ребенка в привычку. А еще врачи древности говорили, что ничто так не ис­тощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
Поэтому замечательно, если ваш сын посещает бассейн или спортив­ный зал, а дочь - танцевальный кружок или занятия аэробикой. Помимо общего оздоровления, укрепления и эмоциональной разрядки, спортивные занятия способствуют формированию правильной осанки. Если вы хотите видеть своего ребенка подтянутым, стройным, необходимо увеличение объема движения и времени пребывания на воздухе.
Очень часто мы, взрослые, не умеем объяснить детям, как следить за осанкой. Целесообразно рассказать и показать детям, как правильно дер­жать тело при стоянии и при ходьбе. Можно порекомендовать такой простой способ: стать к стене, плотно прижавшись затылком и лопатками, ягодицами, икрами ног и пятками; подбородок слегка приподнять. Ребенок должен почувствовать и зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении тела. Естественно, что в таком положении ребенок ходить не сможет, но если в течение дня дети 3-4 раза будут осуществлять самоконтроль и стараться удерживать такую позу в течение нескольких секунд, это благотворно отразится на их осанке.
В литературе достаточно полно описаны комплексы физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки.
Они могут быть представлены в виде трех групп. Одна из них -упражнения для развития двигательных навыков и укрепления мышечного корсета. Очень полезны подвижные игры, танцы, плавание, лазание, ползание, кувыркание, бег. Все это направлено на развитие силы и выносливости мышц, обеспечивающих позу прямостояния. Вторая группа - упражнения для формирования правильной осанки. К ним относятся упражнения с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскости и др. Упражнения третьей группы могут предупредить ухудшение осанки (например, напряжение и расслабление мышц, удерживающих тело в позе сидя с целью снятия утомления), а также корригирующие упражнения, ко­торые назначают при уже имеющихся нарушениях осанки.
Разработаны специальные приспособления, которые фиксируют груд­ной отдел позвоночника, придавая ему нормальное положение. Их носят в течение дня или надевают во время учебных занятий, просмотра телепе­редач и т. п. Но прежде чем их приобретать, посоветуйтесь с врачом.

Материал с сайта   http://omczo.org/
Наше время
Сайт живёт!
Музыка. ПОЗИТИВ!
Путешествуйте!
авиа поезда электрички
Поиск

Сайт учителя начальных классов Старшиновой Ольги Александровны © 2019