Старшинова Ольга Александровна - учитель начальных классов

Мысль дня
ВМЕСТЕ МЫ МОЖЕМ МНОГОЕ!
Форма входа
Меню сайта
Дети России
«Дети России Онлайн»
Я - Родитель
Россия - без жестокости к детям!
Эссе учителя начальных классов
Старшиновой Ольги Александровны
 
Моя педагогическая философия
 
 
        Творческие способности – дар Божий. Каждый ребёнок от рождения наделён даром этим. Каждому своё.
        Детей похожих друг на друга не сыщешь, сколько не ищи. А вот взрослые зачастую очень похожи. Они похожи взглядами на жизнь, отношением к жизни. И неуверенность в себе у них бывает общая, и боязнь перемен одна на всех.
        Как мало взрослых со счастливыми судьбами: полноценно живущих, состоявшихся в жизни, творчески одарённых, успешных. А почему?
        Ведь все они, решительно все, родились от природы творчески одарёнными, талантливыми, способными. Где же те зёрнышки, где они?
        Неумелый садовник может загубить самое могучее дерево, не долив или перелив воды, не защитив от холода, оставив в жару без укрытия…
        Умелый садовник разглядит росток живой среди самой выжженной земли. Трудолюбиво взрастит его. Охранит от злого холода и лютой жары. Даст воды живой. 
       Лелеет такой садовник каждый листок росточка малого, бережно согревает теплом рук своих. Любовью, идущей от сердца, бережёт садовник росточек. Он видит, он знает сердцем.
       Сердце к сердцу, и вот росточек окреп. Выше, сильнее, могучее становится дерево. Садовник радуется тому, что молодое дерево верно, целенаправленно стремится вверх, ввысь, но крепко стоит на земле, вбирая в себя силу и мощь родной, благодатной почвы.
     …Так и мои ученики. Рождаясь, дети приносят в этот мир свою частичку мира – свои способности, взгляды, таланты. Они талантливы уже с рождения. И я ясно вижу это.
        Учительство – это не только передача знаний и опыта от учителя к детям. Учительство – это взращивание росточков личности каждого ребёнка на обогащающей почве уважения, любви, безусловного принятия, осознания ценности каждой человеческой жизни.
        Работая с детьми, я ищу пути к их душам, обращаюсь к их сердцам. Я принимаю каждого ребёнка таким, какой он есть. Я очень стараюсь распознать его индивидуальные особенности, сохранить самое лучшее, что есть в нём, развить это, поднять на новый уровень.
        Конечно, не каждый ребёнок душистый цветок. Даже у розы есть шипы. Бывают проблемы и у моих учеников. Но на то я и учитель, чтобы вовремя услышать сердцем тревожный звоночек, предупредить родителей. А дальше, в сотрудничестве с его родителями, с самим ребёнком, тонко, но чётко провести работу по коррекции нежелательных для развития ребёнка качеств личности. А самое главное, добро всегда побеждает зло. И именно добром, любовью исцеляются и укрепляются детские души, а никак не окриком, унижением, ударом!
        Как радостно видеть глаза ребят, с радостью вбегающих в класс! Как радостно видеть их первые победы и умение переживать первые поражения… Как радостно, когда слышишь от родителей слова благодарности: «Спасибо Вам за моего ребёнка! Спасибо, что Вы открыли мне моё дитя!»
        И я понимаю, что не зря пришла в этот мир.
        Учительство - это власть! И от того, каким образом распорядится учитель данной ему властью, зависит, сколько гениальных, счастливых взрослых выйдут из школы в жизнь. Словом можно оживить, словом можно убить. Эта истина стара, как свет. Не надо забывать, что зло ведёт к злу, добро ведёт к добру.
        Любите детей! Они - наше будущее! То, что мы взрастим в них сейчас, вернётся в наш общий мир, когда они станут взрослыми!
        Любите мир! Открывайте таланты!
 
 
 
 Талант – это дар Божий.
 С ним рождается каждый.
И душу нашу тревожит
Душа музыканта.
 И взор наш туманен, но ясен,
Когда любуясь картиной,
Мы видим – весь мир прекрасен
И даже болото с тиной.
Зачем переделывать сотни
И тысячи, и миллионы
Детей под талант заточенных,
Разных таких, способных?
Зачем их ровнять,
Мерить
Своими избитыми штампами?
Не проще ли вместе суметь нам
 Их вырастить музыкантами,
Художниками, строителями,
Учителями от Бога?!
Поймите. Прошу, примите:
Один ребёнок = одна дорога.
А миллион ребятишек
Ровно миллион дорожек.
И будет счастливей мир наш
От топота детских ножек.
И будет наш мир красивее.
Разнообразней, уверенней.
И каждый своими силами
Справится и с потерями.
Будет расти радостно
В таланте своём ребёнок.
И будет весь мир радоваться
Каждому с пелёнок!
 
 

Он уже живет.

 

Для меня, как учителя, очень радостно то, что в последние годы прослеживается чёткая направленность на гуманизацию образования. Основным смыслом образования становится развитие личности, природосообразность. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка, принятию каждого ребёнка таким, какой он есть, созданию человечной среды вокруг ребёнка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель - ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя, что зачастую даётся педагогам сложно.

Гуманное образование предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности.

Эффективность педагогического воздействия во многом определяется волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовностью к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с учащимися.

Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере личности. Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место учащегося, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими стабилизирующими эмоциональное состояние свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия педагогического взаимодействия с учащимися.

В этой связи полезно помнить о том, что воспитание современного человека невозможно без педагога, пропитанного духом времени, изменяющегося в соответствии с реалиями движущегося вперёд мира, но способного к сохранению и передаче последующим поколениям культуры, лучших традиций, ценностей и опыта народа, научных знаний.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их реализации в жизни, в профессиональной деятельности. Наши дети являются интеллектуальным, культурным, духовно - нравственным ресурсом страны. Поэтому важной задачей образования является сохранение и развитие потенциала человека, того, что заложено самой природой в каждого ребёнка.

Считаю наиболее приемлемым в обучении такой стиль взаимодействия, как субъектно-субъектные отношения, основанные на гуманистическом принципе образования и подразумевающие взаимодействие педагога и ученика как двух личностей, которые вместе открывают новое, вместе исследуют, проектируют и т.д. Но для этого сам педагог должен осознавать себя субъектом. Прежде всего, у педагога должны быть такие качества как желание общаться с детьми, развиваться, узнавать новое, принимать и любить себя. «Возлюби ближнего своего, как самого себя…»

Педагогу, основывающему свою профессиональную деятельность на принципах гуманной педагогики, свойственно проявлять гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он умеет отказываться от не соответствующих ситуации приемов мышления, стилей поведения, умеет вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях. Такой педагог имеет позитивную Я – концепцию, является человеком целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным, принимающим. Такой педагог понимает, что каждый ребёнок уже живёт, проходит свой собственный путь жизни. Такой педагог не готовит ребёнка к жизни, а вместе с ним проживает эту жизнь. Он принимает ребёнка таким, какой он есть…

Очень хочется верить, что всё больше педагогов проникнуться принципами гуманной педагогики, станут претворять их в жизнь.

Я давно так и живу вместе с моими учениками. Пусть будет больше единомышленников – педагогов! Пусть будет больше счастливых детей! Счастья, люди!

Творящая сила мысли

 

Я никогда не кричу на детей. Мне этого не надо. Детям этого не надо тем более.

Вчера беседовала с одним, умудренным возрастом, человеком. Он задал вопрос: «Ты бьешь своих учеников?» «Бьешь?»,- удивилась я. Удивилась искренне. Не поняла его вопроса. «Ну, да», - ответил человек. И переспросил: « Бьешь?» «Я знаю, что многие бьют, кто словом, кто кулаком, за ухо могут оттаскать», - продолжал он. «Для чего им это нужно?»,- спросила я. «Ну, как же, - сказал человек, - для дисциплины!»

Для дисциплины… Интересно, для какой? Для дисциплины беспрекословного подчинения? Подчинения кому? Взрослому? Зачем? Для чего? Не знаю.

… Я помню свое детство, свою школу. Меня нельзя было заставить подчиняться, меня нельзя было ДИСЦИПЛИНИРОВАТЬ. Но у меня никогда не было проблем с послушанием, уважением ровесников, старших, учителей. Мне были интересны все эти люди. Учителя не кричали на нас, своих учеников. Они заинтересовывали нас своим предметами, они видели, если у кого – то болит голова, кто – то просто устал и т.д. Они были трогательными и заботливыми родителями. Они рождали в нас Человеков! Они пробуждали в наших душах мысли о добре, любви и вере. К себе, в себя, к окружающим, в окружающих… Я до сих пор благодарна всем им!

… Чудесное, таинство – это наше рождение в семье. Никто никогда не узнает, по какой великой благости те или иные дети рождаются в той или иной семье, у тех или иных родителей. Видимо, каждый на Земле должен пройти СВОЙ путь, получить СВОЙ опыт.

Из семьи мы приходим в школу. И там продолжается наше рождение. Учителя рождают в нас Человеков.

…Я не кричу на своих детей.

Я люблю каждого из них своим принятием их такими, какими они пришли в наш мир. Я вижу, что им хочется бегать, не сидится за партой, на одном месте. Они первоклашки. Им свойственно детство. Им хочется бегать, прыгать, летать…

И вот я и они бегаем, прыгаем, летаем по классу и за его пределами… Наяву и в своих мечтах. Мне приятно и лестно быть частью этого детства, этих чистых грез и мечтаний! Все делается не просто так. Каждое наше действие наполнено смыслом, духом. Мы бегаем и учимся никого не толкать, не задевать. Мы летаем в своих мечтах и учимся совместному творчеству, принятию другого и самого себя, не жалея слов поддержки и восхищения для другого и для себя («возлюби ближнего своего, как самого себя..»). Мы учимся не оценивать (не судить), а принимать точку зрения и мысли другого человека, но знаем истинные ценности мироздания – любовь, добро, здоровье… Вера помогает нам, надежда избирает наш будущий путь, любовь живет в нашем сердце.

… Я всегда ОКРУЖЕНА детьми, и это большая радость моего сердца. Выпускники мои окружают меня тесным кольцом, прижимаются, улыбаются, плачут… Каждый по – своему выражает себя. Так, как ему чувствуется, можется… Каждый – Человек! В Каждом – Душа! Трепет сердца моего, любовь моя – мои дети. Искренние, индивидуальные, общим смыслом жизни объединенные!

Как же можно крикнуть на них?! Ударить?! Они знают больше, чем мы про то, что такое душа, как и для чего что – то происходит в мире. Их надо слушать, уметь услышать. Им надо помочь пробудить в себе желание любить, творить, верить, расти и совершенствоваться.

… Раздавить цветок, тянущийся к небу, разве позволит тебе душа твоя? Нет.

Бог создал тебя и их – твоих детей! Он привел тебя к ним, а их к тебе. В этом вся сокровенность мира, в этом Его замысел. Одухотвори, наполни Жизнью душу каждого пришедшего к тебе. Ведь «свеча ничего не теряет, если от нее зажигаются другие свечи»!

С уважением, пожеланием мира всем, Старшинова Ольга Александровна. 2014 год.

НАША ДУША НЕБЕСНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 

Однажды в лесах далекого острова на синих от мха камнях сидела девушка. Она каждый день приходила сюда ранним утром и вглядывалась в зарю, пытаясь наполниться энергией всего мира, энергией солнца, рождающего день, прямо здесь и сейчас.

Её трепетное сердце давно повзрослело, как и она сама. Ее душа ждала любви.

«Любовь… Что это?», - размышляла девушка, сидя на камне. Любовь…

«Быть может, любовь - это тяготение к кому-то? Быть может, любовь – это игра? А, что любовь приносит – зло или добро? Как узнать, что у тебя случилась любовь?»

Солнце поднималось всё выше. Оно раскрашивало чёрно-белую картинку ночи радужной акварелью…

В душе девушка чувствовала тепло. Изобилие радости. Негу. Как ей хотелось сейчас, в этот самый момент рождения чуда - нового дня разделить с кем-то всю свою любовь!

«Любовь…», - подумала в очередной раз девушка и замерла.

Слеза катилась по её нежной мягкой щёчке. «Что это?», - девушка провела рукой по своей щеке и замерла. «Что это?», - отзывалось сердце неровным стуком. «Что это? Что со мной?», – спросила девушка вполголоса саму себя.

Она явственно, прямо здесь и сейчас, прочувствовала, как ее душа поет гимн, гимн самой любви.

Девушка, словно легкокрылая птица, бросилась по берегу моря, туда, где она знала, её ждут. Сердце - путеводная звезда человечества, несло ее с новой и новой силой туда, в любовь.

В любовь. Она бежала мимо знакомых деревьев, цветов, птиц на самый высокий холм. Туда, где бывала ни раз.

Что ждало её там, на холме она не ведала. Но, доверившись собственному сердцу, как никому и никогда, она неслась на крыльях, крыльях любви. Она устремлялась к небу, солнцу, заре, к еще большей любви! К еще большей!..

«Что это? Ой, как больно!», - девушка споткнулась обо что-то острое. Ногу пронзила боль.

Появился страх. Страх. Занозой боли он впился в ее ступню. Сидя на поваленном бурей дереве, девушка сквозь слёзы смотрела на солнце, поглаживая пораненную ногу. Страх, боль, гнев медленно, но верно ползли в сердце, затемняли душу. Девушка была готова вернуться назад, в свое селение. Готовая отказаться от всей на свете любви, раздосадованная, она поднялась и крикнула вершине холма: «Нет любви! Есть все, как всегда. Нет любви!»

Над ее головой зашумело дерево. Ветер приятной свежестью охладил лицо девушки.

Она стала говорить сама себе, холму, всему миру. Ее слова тонули в слезах, слезы уносили боль: «С детства мне говорили взрослые, что любви нет, а если она приходит, то причиняет боль, боль, которую ничем не вылечить. Я пришла в этот мир с любовью. Я помню сияющий добрый свет, глаза моей мамы, когда я появилась на свет, синее яркое небо в маленьком окне дома.

… А потом эти постоянные «должна», «молчи и слушай», «хватит верить в чудо», «не в сказку попала!», «учись», «не мешай», «не перебивай» ... Эти и подобные им слова били меня всякий раз, когда моя любовь и вера пытались проявляться во мне. Сначала я знала – что я Чудо, такое же Чудо, как и все, сотворенное в этом мире. Обучаясь наукам, я поняла, что только корысть, догма, вещизм имеют здесь власть. Я пыталась вернуть любовь в свое сердце. Я соскучилась по любви, как дитя по родному дому. Я каждый день приходила на тот синий камень, молитвой своего робкого сердца я ждала возвращения любви».

Девушка выдохнула, замолчала. Огляделась вокруг. Никогда раньше она не испытывала такого восторженного чувства, такой особой наполненности, такой любви ко всему тому, что ее окружало, что она знала с детских лет, но не любила так, как любила сейчас.

Глядя на вершину холма, уходящую в синее небо, девушка прошептала: «Чудо случилось! Сегодня утром я встретилась с любовью, с любовью внутри своего сердца, своей души. Но меня почему – то повлекло вверх, на вершину самого высокого на побережье холма. Мне показалось, что именно там я достигну чего – то более великого, чем любовь, либо самой великой в мире любви.

Теперь, сидя здесь, на поваленном дереве, с пораненной ногой, ко мне пришло осознание, что вся любовь мира во мне, как и в любом другом, живущем на Земле. Вся моя любовь – это и есть величайшая любовь мира! Вся любовь только в нас. Любовь не надо искать. Ее надо принять в себе, в других, любить все, что окружает тебя денно и нощно, всегда. Любовь – закон Мира».

Преисполненная любви, девушка продолжила свой путь, путь жизни, избрав своей стезей учительство, бережно даря любовь.

 

Наше время
Сайт живёт!
Музыка. ПОЗИТИВ!
Путешествуйте!
авиа поезда электрички
Поиск

Сайт учителя начальных классов Старшиновой Ольги Александровны © 2024